Решение о введении маркировки товаров средствами идентификации и ведении единого реестра средств идентификации на территории ЕЭС было принято в 2018 году 02 февраля в городе Алматы, где и было заключено «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе».
Для принятия обеспечительных мер данного соглашения, Правительством РФ принимается Распоряжение от 28.12.2018
№ 2963-р «Об утверждении Концепции создания и функционирования в РФ системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», которое предусматривает поэтапное введение маркировки товаров на территории РФ.
Правительством РФ разрабатываются и утверждаются «Правила маркировки средствами идентификации» отдельно для каждого вида продукции.
Правила предусматривают:
-
кто может являться участником оборота конкретной продукции,
-
особенности требований к участникам оборота,
-
порядок информационного обмена участников оборота с информационной системой мониторинга,
-
регистрацию участников в информационной системе,
-
регистрация самой продукции или товара, характеристики средства идентификации, в том числе структуры и формата кодов маркировки, кодов идентификации и кодов проверки,
-
порядок формирования средств идентификации,
-
порядок нанесения средств идентификации,
-
порядок и сроки представления участниками оборота продукции/товара сведений оператору информационной системы мониторинга о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота для их включения в информационную систему мониторинга,
-
порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в информационной системе мониторинга,
-
доступ к информации, размещенной в информационной системе мониторинга.
Минпромторг России подготовил проект о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации» от 31.12.2019 № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности».
Предполагалось, что с 1 июня 2023 в информационную систему мониторинга сведения о маркировке товаров легкой промышленности должны были войти следующие товары с соответствующими кодами ОКПД2 и ТНВЭД ЕАЭС:
Продукция
|
Код ОКПД2
|
Код ТН ВЭД ЕАЭС
|
Костюмы мужские производственные и профессиональные;
Комплекты мужские производственные и профессиональные
|
14.12.11
|
6203 22
6203 23
6203 29
|
Куртки (пиджаки) и блейзеры мужские производственные и профессиональные
|
14.12.11
|
6203 32
6203 33
6203 39
|
Брюки мужские, комбинезоны с нагрудниками и лямками (полукомбинезоны), бриджи и шорты производственные и профессиональные
|
14.12.12
|
6203 42
6203 43
6203 49
|
Костюмы женские производственные и профессиональные;
Комплекты женские производственные и профессиональные;
|
14.12.21
|
6204 22
6204 23
6204 29
|
Куртки (пиджаки) и блейзеры женские производственные и профессиональные;
|
14.12.21
|
6204 32
6204 33
6204 49
|
Брюки женские, комбинезоны с нагрудниками и лямками (полукомбинезоны), бриджи и шорты производственные и профессиональные
|
14.12.22
|
6204 62
6204 63
6204 69
|
Пальто, полупальто и плащи производственные и профессиональные мужские
|
14.12.30.110
|
6211 32
6211 33
6211 39
|
Пальто, полупальто и плащи производственные и профессиональные женские
|
14.12.30.110
|
6211 42
6211 43
6211 49
|
Куртки производственные и профессиональные мужские
|
14.12.30.120
|
6211 32
6211 33
|
Куртки производственные и профессиональные женские
|
14.12.30.120
|
6211 42
6211 43
|
Халаты, блузки, фартуки, жилеты, сорочки производственные и профессиональные мужские
|
14.12.30.130
|
6211 32
6211 33
|
Юбки, халаты, блузки, фартуки, жилеты, платья и сорочки производственные и профессиональные
женские
|
14.12.30.130
|
6211 42
6211 43
|
Комбинезоны производственные и профессиональные мужские
|
14.12.30.140
|
6211 32
6211 33
|
Комбинезоны производственные и профессиональные
женские
|
14.12.30.140
|
6211 42
6211 43
|
Пальто, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские, для мальчиков трикотажные или вязаные
|
14.13.11
|
6101 20
6101 30
6101 90
|
Костюмы мужские или для мальчиков трикотажные или вязаные
|
14.13.12
|
6103 10
|
Комплекты мужские или для мальчиков трикотажные или вязаные
|
14.13.12
|
6103 22
6103 23
6103 29
|
Пиджаки, жакеты, блейзеры мужские или для мальчиков трикотажные или вязаные
|
14.13.12
|
6103 31
6103 32
6103 33
6103 39
|
Брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты, мужские или для мальчиков трикотажные или вязаные
|
14.13.12
|
6103 41
6103 42
6103 43
6103 49
|
Пальто, куртки, плащи, плащи с капюшонами, анораки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек трикотажные или вязаные
|
14.13.13
|
6102 10
6102 20
6102 30
6102 90
|
Костюмы женские или для девочек трикотажные или вязаные
|
14.13.14
|
6104 13
6104 19
|
Комплекты женские или для девочек трикотажные или вязаные
|
14.13.14
|
6104 22
6104 23
6104 29
|
Жакеты, пиджаки, блейзеры женские или для девочек трикотажные или вязаные
|
14.13.14
|
6104 31
6104 32
6104 33
6104 39
|
Платья, сарафаны, халаты женские или для девочек трикотажные или вязаные
|
14.13.14
|
6104 41
6104 42
6104 43
6104 44
6104 39
|
Юбки, юбки-брюки женские или для девочек трикотажные или вязаные
|
14.13.14
|
6104 51
6104 52
6104 53
6104 59
|
Брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты, женские или для девочек трикотажные или вязаные
|
14.13.14
|
6104 61
6104 62
6104 63
6104 69
|
Сорочки верхние (рубашки) мужские или для мальчиков трикотажные или вязаные
|
14.14.11
|
6105 10
6105 20
6105 90
|
Изделия трикотажные или вязаные костюмы спортивные
|
14.19.12.110
|
6112 11
6112 12
6112 19
|
Изделия трикотажные или вязаные костюмы лыжные
|
14.19.12.120
|
6112 20
|
Джемперы, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные или вязаные мужские и женские
|
14.39.10
|
6110 11
6110 12
6110 19
6110 20
6110 30
6110 90
|
Костюмы мужские или для мальчиков из текстильных материалов
|
14.13.22
|
6203 11
6203 12
6203 19
|
Комплекты мужские или для мальчиков из текстильных материалов
|
14.13.22
|
6203 22
6203 23
6203 29
|
Пиджаки и блейзеры мужские или для мальчиков из текстильных материалов
|
14.13.23
|
6203 31
6203 32
6203 33
6203 39
|
Брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты мужские или для мальчиков из текстильных материалов
|
14.13.24
|
6203 41
6203 42
6203 43
6203 49
|
Костюмы женские или для девочек из текстильных материалов
|
14.13.32
|
6204 11
6204 12
6204 13
6204 19
|
Комплекты женские или для девочек из текстильных материалов
|
14.13.32
|
6204 21
6204 22
6204 23
6204 29
|
Жакеты, пиджаки, блейзеры женские или для девочек из текстильных материалов
|
14.13.33
|
6204 31
6204 31
6204 31
6204 31
|
Платья женские или для девочек из текстильных материалов
|
14.13.34
|
6204 41
6204 42
6204 43
6204 44
6204 49
|
Юбки и юбки-брюки женские или для девочек из текстильных материалов
|
14.13.34
|
6204 51
6204 52
6204 53
6204 59
|
Брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты женские или для девочек из текстильных материалов
|
14.13.35
|
6204 61
6204 62
6204 63
6204 69
|
Сорочки верхние (рубашки) мужские или для мальчиков из текстильных материалов
|
14.14.21
|
6205 20
6205 30
6205 90
|
Блузки, рубашки, батники женские или для девочек из текстильных материалов
|
14.14.23
|
6206 10
6206 20
6206 30
6206 40
6206 90
|
Одежда швейная костюмы спортивные мужские из текстильных материалов
|
14.19.22.110
|
6211 32
6211 33
|
Одежда швейная костюмы лыжные мужские и женские
из текстильных материалов
|
14.19.22.120
|
6211 20 000 0
|
Одежда верхняя из фетра или нетканых материалов, текстильных материалов с пропиткой или покрытием
|
14.19.32
|
6113
6210 10
6210 20
6210 30
6210 50
|
Одежда верхняя из искусственного меха
|
13.91.19
|
4304 00 000 0
|
Шали, шарфы, кашне, мантильи, вуали швейные
|
14.19.23.120
|
6214
|
Галстуки, галстуки-бабочки, платки шейные
|
14.19.23.130
|
6215
|
Проект Постановления до сих пор на стадии утверждения и не подписан, но Производителям и Импортерам нужно готовить материально-техническую базу и прорабатывать принципы работы и алгоритмы в системе маркировки товаров.
Прежде всего участники оборота товаров должны иметь:
а) усиленную квалифицированную электронную подпись(УКЭП). Она нужна для регистрации в системе «Честный Знак», приеме товаров и работе с электронными документами. Получить УКЭП можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ);
б) программно-аппаратный комплекс, обладающий возможностью формирования и подписания квалифицированной электронной подписью электронных документов, а также обмена необходимыми электронными документами с информационной системой мониторинга, в том числе посредством личного кабинета;
в) удаленный доступ к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре информационной системы мониторинга.
Участники оборота товаров, осуществляющих розничную торговлю, и некоторых видов продукции должны иметь:
а) сопряженные с контрольно-кассовой техникой программные и (или) технические средства распознавания средств идентификации;
б) заключенный с организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящейся на территории Российской Федерации, получившей в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных (далее - оператор фискальных данных), договор на обработку и передачу от имени участника оборота в информационную систему мониторинга сведений об обороте или о выводе из оборота маркированной продукции с использованием контрольно-кассовой техники по каждой реализованной единице продукции (за исключением передачи сведений о маркированной молочной продукции в случаях применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных).
в) обеспечение удаленного доступа к устройству регистрации эмиссии оператора.
В конечном итоге Правительство РФ планирует создать сквозную систему маркировки товаров контрольными идентификационными знаками. Предполагается, что со временем основная масса потребительских товаров, которая продается, производиться и импортируется в страну, будет промаркирована в единой системе. В результате внедрения массовой системы маркировки, с рынка должны уйти предприятия, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом, а добросовестные участники сегмента в свою очередь, наоборот, увеличат долю за счет повышения прозрачности рынка. Очевидные преимущества от маркировки получит потребитель, потому что вводимая обязательная маркировка товаров позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции.